Образовательная общеразвивающая дополнительная
программа художественной направленности
«Рукоделие»
Составила учитель технологии Толкачева М.В.
Пояснительная записка
Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Программа составлена в соответствии с требованиями, предъявленными к образовательным программам дополнительного образования, с учётом запросов социального заказа населения и психолого-возрастных особенностей детей.
Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься обучающимися с 8 до 16 лет. Группа разновозрастная
Занятия проводятся 1 раз в неделю 2 часа. Форма обучения групповая.
Программа имеет специальный принцип построения, который предполагает постепенное расширение и углубление знаний. Совершенствование творческих умений и навыков.
Занятия художественным творчеством в Воскресной школе тесно связаны с уроками Закона Божия и церковным календарем. Так же предлагаются темы близкие детям
Художественное образование – один из важнейших способов развития личности ребенка, его духовности, творческого потенциала.
Необходимо в раннем возрасте заложить гармоничное представление о мире и правильное отношение к действительности, которое возможно только на основе морально-нравственных ценностей и духовных основ. Важно раскрыть детям предназначение искусства, как служение человеку для возвышения его духа, изначальное назначение художника – создание произведений, служащих, прежде всего духовной пищей, представляющих совокупность красоты и высоконравственного, доброго смысла.
В основном это мальчики, девочки предпочитают рукоделие и другие виды творчества.
Занятия в объединении позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время обучающихся.
В объединение принимаются все желающие. Каждому ребенку дается возможность попробовать свои силы на первых занятиях. Для некоторых детей занятие выпиливанием кажется слишком трудным, и испытательный срок дает им возможность избежать ошибки, найти себе занятие по душе и силам.
Немаловажен процесс формирования отношений между воспитанниками объединения.
В процессе трудовой деятельности ребенок вступает в многообразные отношения со сверстниками и ребятами другого возраста. Эти отношения оказывают влияние на развитие личности ребенка. Детей объединяет общая цель – научиться мастерству. Задача педагога – так организовать жизнедеятельность коллектива объединения, чтобы в нем возникали взаимопомощь, взаимный контроль, ответственность за себя и товарищей, теплые, дружеские отношения, доброжелательная сфера общения.
Таким образом, программа направлена на организацию учебно-воспитательного процесса подрастающего поколения, освоение им навыков и умений, которые принесут большую пользу в повседневной жизни, и будут радовать окружающих.
Цель: развитие конструкторского, образного мышления и приобретение жизненно-важных трудовых навыков.
Задачи:
- Развитие познавательного интереса у обучающихся через занятия в кружке «рукоделие»;
-Развитие личностных качеств обучающихся: активности, самостоятельности, общения в коллективе;
-Формирование специальных знаний, умений, навыков в овладении инструментом.
- Научить детей создавать красивые и полезные вещи;
- Научить детей правильно планировать творческий процесс труда.
-Воспитывать в детях любовь к труду, чувство коллективизма, взаимопомощи; ответственность и дисциплинированность;
- Формировать у учащихся эстетический вкус.
Предполагаемый результат обучения.
В результате освоения данной образовательной программы происходит культурологическое развитие обучающихся путем приобщения их к культурным ценностям, овладение обучающихся технологией декоративно-прикладного творчества, развитие чувства коллективизма, формирование высоких художественно – эстетических вкусов в декоративно – прикладном искусстве.
Дети, освоившие программу «Рукоделия», знают правила техники безопасности, процесс работы с колющими, режущими и горячими инструментами, особенности бумаги, шерсти, фанеры, благодаря которым изготавливаются изделия; технологию выполнения операций; умеют работать с необходимыми инструментами; подбирать нужные, соответствующие цвета;
владеют навыками изготовления в различных техниках изделия
В отделе декоративно – прикладного творчества отсутствует система баллов в традиционном понимании, существуют уровни обученности:
I уровень репродуктивный, II уровень – самостоятельная работа с помощью педагога, III уровень – самостоятельная работа без помощи педагога, IV уровень – творческий. Конечным результатом выполнения программы предполагается выход обучающихся на III и IV уровни обученности, участие в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней.
Учащиеся должны:
- научиться определять вид шерсти на ощупь и по виду, знать, где она применяется;
- научиться правильно эксплуатировать инструменты и приспособления для валяния;
- освоить правила техники мокрого и сухого валяния;
- знать технику правильной раскладки шерсти и правильного отделения волокон шерсти при изготовлении изделия;
- равномерно распределять шерсть по всей заготовке;
- начинать и заканчивать работу без внутренних повреждений изделия;
- подбирать шерсть, иголки и нитки в зависимости от техники валяния или рисунка;
- научиться подбирать цветовую гамму при выполнении изделий;
- составлять и набивать рисунок на заготовке;
- уметь изготавливать шарики-бусины;
- выполнять работу качественно;
- знать технологические приёмы выполнения различных операций;
- знать особенности обработки края изделия, способы прикрепления застёжек и бисера.
Учебно-тематический план занятий
№ п/п
|
Тема |
Количество часов |
||
Всего |
Практика |
Теория |
||
1. |
Осенние цветы. |
1 |
1 |
|
2. |
Осенний пейзаж. |
1 |
1 |
|
3. |
Покров Пресвятой Богородицы. Декоративное рисование. Украшаем узорами платок |
1 |
1 |
|
4. |
Натюрморт – фрукты |
1 |
1 |
|
5. |
Елочные украшения к Рождеству |
1 |
1 |
|
6. |
Домашние любимцы. Лепим из пластилина |
1 |
1 |
|
7. |
Рисуем зимние пейзажи. |
1 |
1 |
|
8. |
Тема доброты - портрет доброго человека |
1 |
1 |
|
9-10. |
Общие сведения о резьбе по дереву. Техника безопасности при работе с режущим и колющим инструментом. Способы скрепления деталей. |
2 |
1 |
1 |
11-16. |
Приёмы выпиливания лобзиком. |
6 |
1 |
5 |
17-19. |
Отделка. |
3 |
|
3 |
20-22. |
Плоскорельефная пропильная резьба. |
2 |
|
2 |
23-24. |
Инструктаж по технике безопасности. Правила организации рабочего места. Шерсть, ее классификация, использование, свойства. |
2 |
1 |
1 |
25-26. |
Декоративные валенки. Изготовление изделий по плоскому шаблону |
2 |
|
2 |
27-28. |
Изготовление божьей коровки. Техника сухого валяния. Технология выполнения овальных геометрических форм. |
2 |
|
2 |
|
ВСЕГО: |
28 |
12 |
16 |
Содержание изучаемого курса
1. Осенние цветы.
2. Осенний пейзаж.
3. Покров Пресвятой Богородицы. Декоративное рисование. Украшаем узорами платок
4. Натюрморт – фрукты
5. Елочные украшения к Рождеству
6. Домашние любимцы. Лепим из пластилина
7. Рисуем зимние пейзажи.
8. Тема доброты - портрет доброго человека
9-10.Общие сведения о резьбе по дереву. Техника безопасности при работе с режущим и колющим инструментом. Способы скрепления деталей.
13-16.Приёмы выпиливания лобзиком.
17-19.Отделка.
20-22. Плоскорельефная пропильная резьба.
23-24. Инструктаж по технике безопасности. Правила организации рабочего места. Шерсть, ее классификация, использование, свойства.
25-26. Декоративные валенки. Изготовление изделий по плоскому шаблону.
27-28.Изготовление божьей коровки. Техника сухого валяния. Технология выполнения овальных геометрических форм.
Учебно – дидактический материал:
- Иллюстрации журналов, книг для просмотра изделий;
- Демонстрация готовых изделий;
- Презентации.
Список литературы
- Девис Джейн. Красивые вещи из войлока. Издательство: Бертельсманн 2011г.
- Пипер Анна. Модные шарфы. Издательство: Ниола-Пресс 2007г.
- Анна Зайцева. Цветы из войлока и фетра. Издательство: Эксмо-Пресс, 2011 г.
- Изделия из войлока. Перевод с немецкого Л.И. Кайсаровой. Издательство: АРТ-РОДНИК, издание на русском языке, 2012г.
- Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1 – 4 кл. /Скребцова М. А.. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
- Дрезнина М.Г. «Каждый ребёнок – художник». М., 2002\
- ыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа». М., 2006
- Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации, подготовительная к школе группа ». М., 2006
- Шалина Л. С. Уроки для самых маленьких /Л. С. Шалина //Юный художник. – 1991. - № 6. – с. 45.